Обучение психологов в чем-то сродни обучению педагогов – но в то же время качественно отличается от последнего. Сходство в том, что в обоих случаях это, по сути, обучение тех, кто впоследствии сам будет обучать и развивать. Будущих педагогов и психологов учат обращаться с самым тонким и слабо изученным «материалом» на земле – с человеческой психикой. С этим связаны основные сложности обучения: невозможно с абсолютной точностью предсказать, как то, что нельзя измерить, будет реагировать на воздействие. А это значит, что и рассчитать наиболее «правильное» воздействие – тоже очень сложно. Этим объясняется то, что существует множество теоретических подходов и практических направлений в обеих сферах, ни одно из которых не исключает другого. И все их нужно знать, ведь каждый работает – в тех или иных случаях.
Тем не менее, профессии педагога и психолога таят в себе много возможностей преодоления этой неопределенности. Возможности связаны с тем, что у каждого, кто работает с людьми, всегда с собой «образец психического материала» – своя собственная психика. Поэтому важнейшим источником информации для психологов и педагогов является самопознание и саморазвитие – и этому тоже нужно учиться.
Однако, несмотря на очевидные сходства в обучении психологов и педагогов, есть и различия. И они тоже существенны. Различия связаны как с задачами, которые ставят перед собой психологи и педагоги – так и с позиции, которую занимает специалист по отношению к клиенту. Задача педагога – научить, передать знания (умения, навыки) и проконтролировать, насколько переданное принято. Соответственно, педагог занимает более определенную позицию дающего – и оценивающего. Задачи психолога более разнообразны – и подчинены в первую очередь запросу клиента. И позиция, сооветственно, не руководящая – а партнерская. И в обучении психологов важно обращать внимание так же и на то, как будущий специалист умеет встраивать равные, доверительные отношения с клиентом.